суббота, 8 мая 2021 г.

Тема 7. Ответственность за нарушение валютного законодательства

2. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства

Проблемы совершенствования правового регулирования валютных отношений в последнее время,  по мере постепенного перехода нашей страны к рыночной экономике, стали наиболее актуальными. Они привлекают внимание многих специалистов не только в сфере экономики и финансов, но и валютного права. Ликвидация государственной монополии внешней торговли и валютной монополии привела к тому, что субъектов, занятых в сфере внешнеэкономических связей и валютных операций, стало значительно больше, но из-за отсутствия у большинства из них опыта такой деятельности, а порой и прямых злоупотреблений с их стороны,  этот процесс был связан с большими потерями для экономики Российской Федерации.

Несовершенство валютного законодательства и относительно небольшой опыт его применения приводили к отсутствию  единого подхода судебных органов к делам, связанным с нарушением валютного законодательства. Противоречия и пробелы в многочисленных законодательных актах допускали возможность различного толкования базовых положений валютного законодательства, что приводило к принятию различных решений по аналогичным делам. В связи с этим назрела необходимость в  принятии новых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ответственности за валютные правонарушения с учетом проблем правоприменительной практики. Так, 10 декабря 2003 г. был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в соответствии с которым резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25).

1 июля 2002 г. вступил в законную силу новый КоАП РФ, который также ввел ряд новелл в регулирование вопросов ответственности за валютные правонарушения. Одной из них является изменение основания и порядка привлечения к ответственности, ранее предусмотренных  ст. 14 старого Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь ответственность за нарушение валютного законодательства прямо названа административной и применяется в соответствии с КоАП РФ.

В новом КоАП РФ ответственности за нарушение валютного законодательства посвящена одна статья Кодекса – ст. 15.25 (Нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования). Данная статья объединяет несколько составов валютных  правонарушений:

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ.

2. Представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ.

2.1. Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ.

3. Утратил силу.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

6.1. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней.

6.2. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.

6.3. Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.

Согласно части 1 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В соответствии с частью 2 ст. 12 резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения, прекращения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенном за пределами территории России, по форме, утвержденной ФНС России. Часть 2 ст. 12 с 1 января 2007 г. действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ (ч. 3 ст. 26 рассматриваемого Закона).

В соответствии с частями 4 - 6 ст. 12 рассматриваемого Закона резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории России. Указанные переводы осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ. Нарушение правил открытия таких счетов квалифицируется по части 2 ст. 15.25 КоАП РФ.

Применительно к части 4 ст. 15.25 КоАП РФ правила репатриации иностранной или российской валюты установлены ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно части 1 указанной статьи при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной или российской валюты, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентом товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках указанную валюту в случаях, установленных частью 2 ст. 19 рассматриваемого Закона. Неисполнение резидентами указанных обязанностей квалифицируется по части 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 4 части 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентом на не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на таможенной территории России) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Неисполнение резидентом указанной обязанности квалифицируется по части  5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Учетные обязанности резидентов и нерезидентов применительно к ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ установлены ст. 20 рассматриваемого Закона, согласно которой ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, которые необходимы в указанных целях и которые отражаются в паспорте на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для  осуществления валютного контроля в соответствии с указанным Законом. Неисполнение резидентами, нерезидентами публичных учетных обязанностей или их ненадлежащее исполнение (например, нарушение установленных сроков хранения учетных документов по валютным операциям), квалифицируется по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

Состав административных правонарушений

Объект - порядок осуществления валютных операций.

Объективная сторона заключается в действии и бездействии.

Субъектом являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Субъективная сторона - в умысле и неосторожности.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение валютного законодательства составляет 2 года со дня совершения правонарушения. При длящемся нарушении норм валютного законодательства годичный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. По истечении этого срока постановление о привлечении к административной ответственности не может быть вынесено, а вынесенное подлежит отмене.

Санкции статьи 15.25 КоАП РФ установлены в виде предупреждения, дисквалификации и штрафа, который исчисляется одним из трех способов:

а) в твердой денежной форме;

б) в кратном размере к сумме, являющейся предметом соответствующего нарушения

в) в кратном размере к ставке рефинансирования Центрального банка РФ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока.

Согласно ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ, вправе рассматривать органы валютного контроля. Органом валютного контроля в РФ является Федеральная таможенная служба.

Центральный банк РФ также является основным органом валютного регулирования, а также наряду с федеральными органами исполнительной власти осуществляет валютный контроль. К его ведению отнесен валютный контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами. Административно-юрисдикционными полномочиями, определенными ст. 23.60 КоАП РФ, не наделены должностные лица ЦБ РФ и подотчетных ему банков - агентов валютного контроля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий