2.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства
Проблемы
совершенствования правового регулирования валютных отношений в последнее
время, по мере постепенного перехода нашей страны к рыночной экономике,
стали наиболее актуальными. Они привлекают внимание многих специалистов не
только в сфере экономики и финансов, но и валютного права. Ликвидация
государственной монополии внешней торговли и валютной монополии привела к тому,
что субъектов, занятых в сфере внешнеэкономических связей и валютных операций,
стало значительно больше, но из-за отсутствия у большинства из них опыта такой
деятельности, а порой и прямых злоупотреблений с их стороны, этот процесс
был связан с большими потерями для экономики Российской Федерации.
Несовершенство
валютного законодательства и относительно небольшой опыт его применения
приводили к отсутствию единого подхода судебных органов к делам,
связанным с нарушением валютного законодательства. Противоречия и пробелы в
многочисленных законодательных актах допускали возможность различного
толкования базовых положений валютного законодательства, что приводило к
принятию различных решений по аналогичным делам. В связи с этим назрела
необходимость в принятии новых нормативных правовых актов, регулирующих
вопросы ответственности за валютные правонарушения с учетом проблем
правоприменительной практики. Так, 10 декабря 2003 г. был принят новый
Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», в
соответствии с которым резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.
25).
1
июля 2002 г. вступил в законную силу новый КоАП РФ, который также ввел ряд
новелл в регулирование вопросов ответственности за валютные правонарушения.
Одной из них является изменение основания и порядка привлечения к
ответственности, ранее предусмотренных ст. 14 старого Закона РФ «О
валютном регулировании и валютном контроле». Теперь ответственность за
нарушение валютного законодательства прямо названа административной и
применяется в соответствии с КоАП РФ.
В новом КоАП РФ ответственности за нарушение валютного
законодательства посвящена одна статья Кодекса – ст. 15.25 (Нарушение
валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования). Данная
статья объединяет несколько составов валютных правонарушений:
1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть
валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного
законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том
числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной
валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций,
расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета
(вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не
предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных
операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета
(вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных
валютным законодательством РФ.
2. Представление резидентом в налоговый орган с
нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета
(вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за
пределами территории РФ.
2.1. Непредставление резидентом в налоговый
орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об
изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами
территории РФ.
3. Утратил силу.
4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские
счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской
Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для
нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные
нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них.
5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств,
уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные в РФ) товары,
невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или
результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на
них.
6. Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по
счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими
банковскими документами, нарушение установленного порядка представления
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций,
нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение
установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по
валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении
валютных операций или паспортов сделок.
6.1. Нарушение установленных сроков
представления форм учета и отчетности по валютным операциям,
подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций
или сроков представления отчетов о движении средств по
счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими
банковскими документами не более чем на десять дней.
6.2. Нарушение установленных сроков представления форм
учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и
информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов
о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с
подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на
тридцать дней.
6.3. Нарушение установленных сроков представления форм
учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и
информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов
о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с
подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней.
Согласно
части 1 ст. 12 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты
открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках,
расположенных на территории иностранных государств, являющихся членами
Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) или Группы разработки
финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
В
соответствии с частью 2 ст. 12 резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по
месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со
дня заключения (расторжения, прекращения) договора об открытии счета (вклада) с
банком, расположенном за пределами территории России, по форме, утвержденной
ФНС России. Часть 2 ст. 12 с 1 января 2007 г. действует в отношении всех
счетов, открываемых резидентами в банках за пределами территории РФ (ч. 3 ст.
26 рассматриваемого Закона).
В
соответствии с частями 4 - 6 ст. 12 рассматриваемого Закона резиденты вправе
переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории
РФ, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других
своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории России.
Указанные переводы осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.
Нарушение правил открытия таких счетов квалифицируется по части 2 ст. 15.25
КоАП РФ.
Применительно
к части 4 ст. 15.25 КоАП РФ правила репатриации иностранной или российской
валюты установлены ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Согласно части 1 указанной статьи при осуществлении внешнеторговой деятельности
резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами
(контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в
уполномоченных банках иностранной или российской валюты, причитающейся в
соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные
нерезидентом товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги,
переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том
числе исключительные права на них.
Резиденты
вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках указанную
валюту в случаях, установленных частью 2 ст. 19 рассматриваемого Закона.
Неисполнение резидентами указанных обязанностей квалифицируется по части 4 ст.
15.25 КоАП РФ.
Согласно
пункту 4 части 1 ст. 19 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
резиденты обязаны в сроки, установленные внешнеторговыми договорами
(контрактами), обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных
нерезидентом на не ввезенные на таможенную территорию РФ (не полученные на
таможенной территории России) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги,
непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе
исключительные права на них. Неисполнение резидентом указанной обязанности
квалифицируется по части 5 ст. 15.25 КоАП РФ.
Учетные
обязанности резидентов и нерезидентов применительно к ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ
установлены ст. 20 рассматриваемого Закона, согласно которой ЦБ РФ в целях
обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые
правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при
осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Паспорт
сделки должен содержать сведения, которые необходимы в указанных целях и
которые отражаются в паспорте на основании подтверждающих документов, имеющихся
у резидентов. Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного
контроля для осуществления валютного контроля в соответствии с указанным
Законом. Неисполнение резидентами, нерезидентами публичных учетных обязанностей
или их ненадлежащее исполнение (например, нарушение установленных сроков
хранения учетных документов по валютным операциям), квалифицируется по ч. 6 ст.
15.25 КоАП РФ.
Состав административных правонарушений
Объект - порядок осуществления валютных операций.
Объективная
сторона заключается
в действии и бездействии.
Субъектом являются
граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная
сторона - в умысле и неосторожности.
Срок
давности привлечения к ответственности за
нарушение валютного законодательства составляет 2 года со дня совершения
правонарушения. При длящемся нарушении норм валютного законодательства годичный
срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного
правонарушения. По истечении этого срока постановление о привлечении к административной
ответственности не может быть вынесено, а вынесенное подлежит отмене.
Санкции статьи 15.25 КоАП РФ установлены в виде
предупреждения, дисквалификации и штрафа, который исчисляется одним из трех
способов:
а)
в твердой денежной форме;
б)
в кратном размере к сумме, являющейся предметом соответствующего нарушения
в)
в кратном размере к ставке рефинансирования Центрального банка РФ от суммы
денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением
установленного срока.
Согласно
ст. 23.60 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.
15.25 КоАП РФ, вправе рассматривать органы валютного контроля. Органом
валютного контроля в РФ является Федеральная таможенная служба.
Центральный
банк РФ также является основным органом валютного регулирования, а также наряду
с федеральными органами исполнительной власти осуществляет валютный контроль. К
его ведению отнесен валютный контроль за осуществлением валютных операций
кредитными организациями, а также валютными биржами.
Административно-юрисдикционными полномочиями, определенными ст. 23.60 КоАП РФ,
не наделены должностные лица ЦБ РФ и подотчетных ему банков - агентов валютного
контроля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий