План
1. Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем и организация системы борьбы с ПОД/ФТ.
2.Административная ответственность за нарушение законодательства ПОД/ФТ.
3. Уголовная ответственность за нарушение
законодательства ПОД/ФТ.
1 вопрос
1 вопрос
Основными
целями легализации преступных доходов являются:
Ø Сокрытие следов происхождения
доходов, полученных из нелегальных источников
Ø Придание видимости законности
доходов
Ø Сокрытие лиц, извлекающих
незаконные доходы и легализующие эти доходы
Ø Уклонение от уплаты налогов
Ø Обеспечение удобного и
оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников
Ø Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с международными договорами РФ действие закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.
Закон оперирует следующими финансово-правовыми понятиями:
- доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198,199,199.1 и 199.2 УК РФ;
- финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
- операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;
- уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;
- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:
- обязательный контроль;
- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
К контролируемым организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:
- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента) в отношении физических лиц и в отношении юридических лиц;
- систематически обновлять информацию о клиентах (выгодоприобретателях);
- документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом;
- представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, подлежащую обязательному контролю.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана отказать в совершении перевода в случае отсутствия информации, когда документы, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.
В каждой кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию), доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны быть разработаны Правила внутреннего контроля, которые включают:
• Идентификацию клиента.
• Контроль всех операций клиента, осуществляемых через Банк.
• Обеспечение конфиденциальности процедур контроля операций клиента.
• Участие всех сотрудников Банка, в рамках их компетенции, в деятельности по контролю операций клиентов.
• Регулярное повышение квалификации сотрудников Банка, в части применения мер контроля.
• Исключение вовлечения и соучастия сотрудников Банка в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Идентификация клиентов и контрагентов – это проверка
- относительно юридических лиц и ИП: Наименования (полное, сокращенное); ИНН и код иностранной организации; Места Адрес местонахождения; Почтовый адрес; Коды форм федерального государственного статистического наблюдения; состава учредителей (участников) юридического лица, структура органов управления, размер уставного капитала, стоимость имущества
- относительно физических лиц: ФИО; Гражданства; Даты и места рождения; Реквизитов документа, удостоверяющего личность; ИНН при наличии; Адреса места жительства (регистрации); Адреса места пребывания.
Все кредитные организации в обязательном порядке направляют информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу о:
1. Операциях, подлежащих обязательному контролю.
2. Подозрительных операциях.
Операции, подлежащие обязательному контролю - это:
- Операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 1 млн. рублей;
- Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн рублей, или превышает ее.
2. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.
К подозрительным операциям относятся операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Это:
- операции, которые носят необычный характер, т.е. многократное внесение изменений в договор; использование счетов, открытых в различных банках, для расчетов в рамках одного договора и др.
- операции, при совершении которых наблюдается необычное поведение клиента или контрагента, т.е. при обращении клиент беспокоится о возможности досрочного прекращения договора, а не выполнении условий договора и др.
В случаях выявленных нарушений специальному должностному лицу представляется сообщение о выявленной операции не позднее дня ее выявления, при этом сотрудники компании не вправе информировать клиентов и иных лиц о представлении о них сообщения, а также проведении в отношении них внутренних проверок, расследований и т.д.
Источниками получения информации отделом финансового мониторинга (ОФМ) банка является информация об операциях, предоставляемых: Отделом кассовых операций, Отделом межбанковских операций, Управлением обслуживания клиентов и сведения, получаемые через информационные системы CAPSTONE, DIASOFT, WAY 4.
Кредитным организациям запрещается:
- открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;
- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;
- устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.
При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
ЦБ России предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном ЦБ России с уполномоченным органом.
Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и ЦБ России не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).
В
рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации
(отмывания) доходов и финансированию терроризма странами Большой семерки в 1989
г. создана организация FATF (Financial Action Task Force), членами
которой являются 34 государства, в том числе и Россия.
Эксперты FATF анализируют различные схемы по отмыванию денег и изучают их типологии и на основании такого анализа разрабатывают рекомендации (49) как в масштабах страны бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Каждая
страна разрабатывает меры по противодействию легализации (отмывания) доходов
полученных преступным путем. В России создана нормативно-правовая
основа в сфере ПОД/ФТ, которую составляют:
Ø Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма».
Ø Письмо ЦБР от 13 июля 2005 г. № 99-Т
«О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями
правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма»
Ø Положение 19 августа 2004 г. N 262-П «Об
идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в
целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма".
Ø Указание Банка России от 09.08.2004 года №
1485-У «О требованиях к
подготовке и обучению кадров в кредитных организациях».
В РФ создан также специальный орган по ПОД/ФТ – это Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая непосредственно подчинятся Президенту РФ.
2 вопрос
Административная
ответственность установлена ст. 15.27 КоАП РФ "Нарушение законодательства
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем
и финансировании терроризма":
1)
неисполнение законодательства в части организации и осуществления
внутреннего контроля;
1.1)
Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о ПОД/ФТ в
части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных
должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля,
2)
действия (бездействие), предусмотренное ч. 1 повлекшие непредставление
в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному
контролю или представление в орган недостоверных
сведений об операциях, а равно непредставление в
орган сведений о сомнительных операциях;
2.1)
неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных
средств или иного имущества либо приостановления операций с денежными
средствами или иным имуществом;
2.2)
непредставление сведений в случаях отказа от заключения (исполнения) договора
банковского счета (вклада) с клиентами или от проведения операций;
2.3)
непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации,
осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации
об операциях клиентов;
3)
воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами
или иным имуществом, проведению уполномоченным органов проверок либо
неисполнение предписаний, выносимых этим органом;
4)
неисполнение организацией осуществляющей операции с денежными средствами или
иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о ПОД/ФТ, повлекшее
установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию
доходов, полученных преступным путем, если эти действия (бездействие не
содержит уголовно наказуемого деяния.
Объектом этих правонарушений являются -
общественные отношения в сфере ПОД/ФТ. Предмет - порядок осуществления ПОД/ФТ.
Объективная
сторона заключается в неисполнении
обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений,
хранению соответствующих документов, а также неисполнение любой из обязанностей
по осуществлению внутреннего контроля в организации.
Субъектом правонарушения выступают организации и
должностные лица (за правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2
ответственность несут должностные лица, а по ч. 1.1 и 4 - кредитные
организации)
Субъектом правонарушения выступают:
• кредитные
организации,
• профессиональные
участники рынка ценных бумаг,
• страховые
организации и лизинговые компании,
• организации
федеральной почтовой связи,
• ломбарды,
организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и
драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,
• организации,
содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и
проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске
игры, в т.ч. в электронной форме;
• организации,
осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными
пенсионными фондами,
• организации,
оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи
недвижимого имущества,
• организации,
не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц
наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках
и банковской деятельности.
Субъективная
сторона - умысел.
Дела
по ст. 15.27 рассматривает Федеральная служба по финансовому мониторингу
(руководитель Службы, его заместители, руководители ее территориальных органов,
их заместители). При применении в соответствии с ч. ч. 3 и 4 данной статьи
к должностному лицу дисквалификации, а к юридическому лицу административного
приостановления деятельности дело передается на рассмотрение в суд (ч. 2 ст.
23.1).
Протоколы
об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше
органов, а по ч. 4 - прокурор.
Мера
административной ответственности, применяемая к должностным лицам –
предупреждение, дисквалификация и штраф, установленный в твердой денежной
сумме, к организациям – штраф и административное приостановление деятельности
сроком до 90 суток.
Срок давности административной ответственности – 1 год со дня совершения правонарушения.
3 вопрос
Уголовная
ответственность установлена Ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ.
Статья
174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества,
приобретенных другими лицами преступным путем
Объект - отношения в сфере предпринимательства и иной
экономической деятельности.
Предмет - деньги и иное имущество, приобретенные заведомо
преступным путем другими лицами. Денежные средства могут быть выражены в любой
валюте. Имущество включает ценные бумаги, вещи, движимое и недвижимое имущество
(транспортные средства, земельные участки и др.).
Объективная
сторона – действие.
Способ: а) совершение финансовых операций; б) совершение
других сделок с денежными средствами или иным имуществом.
Часть
2 ст. 174 УК РФ предусматривает совершение преступления в крупном размере -
это сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а ч. 4 в особо крупном размере - 6
млн. руб.
Субъект преступления может быть специальным:
руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное
осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом других лиц, а
также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.
Субъективная
сторона – прямой умысел.
Ст.
174.1 УК РФ Легализация (отмывание) денежных средств
или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им
преступления
Объект - отношения в сфере предпринимательства и иной
экономической деятельности.
Предмет преступления - денежные средства или иное
имущество, приобретенные лицом в результате совершения им преступления.
Объективная
сторона состоит в совершении финансовых операций и
других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом
в результате совершения им преступления (за исключением преступлений,
предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199, 199.1, 199.2 УК РФ), либо в
использовании указанных средств или иного имущества для осуществления
предпринимательской или иной экономической деятельности. Например, виновное
лицо путем незаконной продажи оружия, наркотиков и т.д. для легализации
(отмывания) полученных в результате этого денежных сумм совершает различные
финансовые операции и сделки.
Часть
2 ст. 174.1 УК РФ предусматривает совершение преступления в крупном размере -
это сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а ч. 4 в особо крупном размере - 6
млн. руб.
Субъект
преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста и
участвовавшее в финансовой операции или сделке с денежными средствами или иным
имуществом, приобретенными путем совершения им преступлений (за исключением
преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), либо
в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления
предпринимательской или иной экономической деятельности.
Субъективная
сторона – прямой умысел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий