четверг, 7 ноября 2024 г.

Ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем


План

1. Понятие легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем и организация системы борьбы с ПОД/ФТ.

2.Административная  ответственность за нарушение законодательства ПОД/ФТ.

3. Уголовная ответственность за нарушение законодательства ПОД/ФТ.

 


1 вопрос


 

1 вопрос

Основными целями легализации преступных доходов являются:

Ø Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников

Ø  Придание видимости законности доходов

Ø Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и легализующие эти доходы

Ø Уклонение от уплаты налогов

Ø Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников

Ø Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Он регулирует отношения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии с международными договорами РФ действие закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов Российской Федерации.

Закон оперирует следующими финансово-правовыми понятиями:

- доходы, полученные преступным путем, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198,199,199.1 и 199.2 УК РФ;

- финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277 - 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;

- операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей;

- уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;

- внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся: 

- обязательный контроль; 

- запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; 

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

К контролируемым организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

- идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом (клиента) в отношении физических лиц и в отношении юридических лиц;

- систематически обновлять информацию о клиентах (выгодоприобретателях);

- документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом;

- представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам информацию, подлежащую обязательному контролю.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные меры в указанных целях.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана отказать в совершении перевода в случае отсутствия информации, когда документы, необходимые для идентификации личности, подлежат хранению не менее пяти лет.

В каждой кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию), доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма должны быть разработаны Правила внутреннего контроля, которые включают:

• Идентификацию клиента.

• Контроль всех операций клиента, осуществляемых через Банк.

•  Обеспечение конфиденциальности процедур контроля операций клиента.

• Участие всех сотрудников Банка, в рамках их компетенции, в деятельности по контролю операций клиентов.

• Регулярное повышение квалификации сотрудников Банка, в части применения мер контроля.  

•  Исключение вовлечения и соучастия сотрудников Банка в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Идентификация клиентов и контрагентов – это проверка

 - относительно юридических лиц и ИП: Наименования (полное, сокращенное); ИНН и код иностранной организации; Места Адрес местонахождения; Почтовый адрес; Коды форм федерального государственного статистического наблюдения; состава учредителей (участников) юридического лица, структура органов управления, размер уставного капитала, стоимость имущества

- относительно физических лиц: ФИО; Гражданства; Даты и места рождения;  Реквизитов документа, удостоверяющего личность; ИНН при наличии; Адреса места жительства (регистрации); Адреса места пребывания.

Все кредитные организации в обязательном порядке направляют информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу о:

1. Операциях, подлежащих обязательному контролю.

2. Подозрительных операциях.

Операции, подлежащие обязательному контролю - это:

- Операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма на которую она совершается, равна или превышает 1 млн. рублей;

Операция с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемая по сделке с недвижимым имуществом, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн. рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн рублей, или превышает ее.

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическое лицо или юридическое лицо, действующие от имени или по указанию таких организации или физического лица.

К подозрительным операциям относятся операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Это:

- операции, которые носят необычный характер, т.е. многократное внесение изменений в договор; использование счетов, открытых в различных банках, для расчетов в рамках одного договора и др.

- операции, при совершении которых наблюдается необычное поведение клиента или контрагента, т.е. при обращении клиент беспокоится о возможности досрочного прекращения договора, а не выполнении условий  договора  и др.

В случаях выявленных нарушений специальному должностному лицу представляется сообщение о выявленной операции не позднее дня ее выявления, при этом сотрудники компании не вправе информировать клиентов и иных лиц о представлении о них сообщения, а также проведении в отношении них внутренних проверок, расследований и т.д.

Источниками получения информации отделом финансового мониторинга (ОФМ) банка является информация об операциях, предоставляемых: Отделом кассовых операций, Отделом межбанковских операций, Управлением обслуживания клиентов и сведения, получаемые через информационные системы CAPSTONE, DIASOFT, WAY 4.

Кредитным организациям запрещается:

- открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, т.е. без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

- устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Кредитные организации обязаны предпринимать меры, направленные на предотвращение установления отношений с банками-нерезидентами, в отношении которых имеется информация, что их счета используются банками, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

При наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или с финансированием терроризма, уполномоченный орган направляет информацию и материалы в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

ЦБ России предоставляет уполномоченному органу информацию и документы, необходимые для осуществления его функций, в порядке, согласованном ЦБ России с уполномоченным органом.

Предоставление по запросу уполномоченного органа информации и документов органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и ЦБ России не является нарушением служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны и тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств).

 В рамках международного сотрудничества в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов и финансированию терроризма странами Большой семерки в 1989 г. создана организация FATF (Financial Action Task Force), членами которой являются 34 государства, в том числе и Россия.

Эксперты FATF анализируют различные схемы по отмыванию денег и изучают их типологии и на основании такого анализа разрабатывают рекомендации (49) как в масштабах страны бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма.

Каждая страна разрабатывает меры по противодействию легализации (отмывания) доходов полученных преступным путем. В России создана нормативно-правовая основа в сфере  ПОД/ФТ, которую составляют:

Ø Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Ø Письмо ЦБР от 13 июля 2005 г. № 99-Т «О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Ø Положение 19 августа 2004 г. N 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей  в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Ø Указание Банка России от 09.08.2004 года № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях».

В РФ создан также специальный орган по ПОД/ФТ – это Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая непосредственно подчинятся Президенту РФ. 

2 вопрос

Административная ответственность установлена ст. 15.27 КоАП РФ "Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансировании терроризма":

1) неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля;

1.1) Неисполнение кредитной организацией требований законодательства о ПОД/ФТ в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля,

2) действия (бездействие), предусмотренное ч. 1 повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю или представление в орган недостоверных сведений об операциях, а равно непредставление в орган сведений о сомнительных операциях;

2.1) неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом;

2.2) непредставление сведений в случаях отказа от заключения (исполнения) договора банковского счета (вклада) с клиентами или от проведения операций;

2.3) непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов;

3) воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным органов проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этим органом;

4) неисполнение организацией осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда  легализацию доходов, полученных преступным путем, если эти действия (бездействие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом этих правонарушений являются  - общественные отношения в сфере ПОД/ФТ. Предмет - порядок осуществления ПОД/ФТ.

Объективная сторона заключается в  неисполнении обязанности по документальному фиксированию и представлению указанных сведений, хранению соответствующих документов, а также неисполнение любой из обязанностей по осуществлению внутреннего контроля в организации.

Субъектом правонарушения  выступают организации и должностные лица  (за правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2  ответственность несут должностные лица, а по ч. 1.1 и 4 - кредитные организации) 

Субъектом правонарушения выступают:

• кредитные организации,

• профессиональные участники рынка ценных бумаг,

• страховые организации и лизинговые компании,

• организации федеральной почтовой связи,

• ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий,

• организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в т.ч. в электронной форме;

• организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами,

• организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества,

• организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности.

Субъективная сторона -  умысел.

Дела по ст. 15.27 рассматривает Федеральная служба по финансовому мониторингу (руководитель Службы, его заместители, руководители ее территориальных органов, их заместители). При применении в соответствии с ч. ч. 3 и 4 данной статьи к должностному лицу дисквалификации, а к юридическому лицу административного приостановления деятельности дело передается на рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов, а по ч. 4 - прокурор.

Мера административной ответственности, применяемая к должностным лицам – предупреждение, дисквалификация и штраф, установленный в твердой денежной сумме, к организациям – штраф и административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Срок давности административной ответственности – 1 год со дня совершения правонарушения.

3 вопрос

Уголовная ответственность установлена Ст. ст. 174 и 174.1 УК РФ.

Статья 174. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем

Объект - отношения в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Предмет - деньги и иное имущество, приобретенные заведомо преступным путем другими лицами. Денежные средства могут быть выражены в любой валюте. Имущество включает ценные бумаги, вещи, движимое и недвижимое имущество (транспортные средства, земельные участки и др.).

Объективная сторона – действие.

Способ: а) совершение финансовых операций; б) совершение других сделок с денежными средствами или иным имуществом.

Часть 2 ст. 174 УК РФ предусматривает совершение преступления в крупном размере - это сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а ч. 4 в особо крупном размере - 6 млн. руб.

Субъект преступления может быть специальным: руководитель или иное лицо коммерческой организации, уполномоченное осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом других лиц, а также частное лицо, достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона – прямой умысел.

 

Ст. 174.1 УК РФ Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления

Объект - отношения в сфере предпринимательства и иной экономической деятельности.

Предмет преступления - денежные средства или иное имущество, приобретенные лицом в результате совершения им преступления.

Объективная сторона состоит в совершении финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198 и 199, 199.1, 199.2 УК РФ), либо в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности. Например, виновное лицо путем незаконной продажи оружия, наркотиков и т.д. для легализации (отмывания) полученных в результате этого денежных сумм совершает различные финансовые операции и сделки.

Часть 2 ст. 174.1 УК РФ предусматривает совершение преступления в крупном размере - это сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб., а ч. 4 в особо крупном размере - 6 млн. руб.

Субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста и участвовавшее в финансовой операции или сделке с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными путем совершения им преступлений (за исключением преступлений, предусмотренных ст. 193, 194, 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ), либо в использовании указанных средств или иного имущества для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.

Субъективная сторона – прямой умысел.  

 

 

 


 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий