§ 2. Бюджетное нарушение как основание бюджетной ответственности
Фактическим основанием бюджетной ответственности является бюджетное нарушение. Необходимо отметить, что в Бюджетном кодексе РФ используется термин «бюджетное нарушение». Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Бюджетный кодекс РФ не дает характеристику признаков и состава бюджетного нарушения, но, исходя из общетеоретических положений, их можно определить следующим образом: под бюджетным нарушением следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие), совершенное субъектом бюджетных правоотношений, за которое бюджетным законодательством предусмотрена ответственность. Соответственно признаками бюджетного нарушения являются:
1. Общественная опасность бюджетного нарушения очевидна, так как предметом посягательства таких нарушений являются финансовые, экономические интересы государства. Бюджетные нарушения представляют собой реальную угрозу экономической безопасности страны.
2. Противоправность выражается в нарушении бюджетного законодательства РФ.
3. Виновность. Наиболее дискуссионным в юридической литературе является вопрос о виновности как признаке бюджетного нарушения. Проводя аналогию с НК РФ и КоАП РФ, регулирующими публичные отношения, можно заметить, что в этих кодифицированных актах виновность называется в качестве обязательного признака налоговых и административных правонарушений. Бюджетные нарушения также имеют публичный характер, поэтому, на наш взгляд, виновность следует считать обязательным признаком бюджетного нарушения.
4. Наказуемость заключается в наличии установленной законом ответственности за совершение бюджетного нарушения, которая выражается в применении бюджетных мер принуждения.
Для квалификации деяния в качестве бюджетного нарушения необходимо наличие состава. В БК РФ не употребляется понятие состава бюджетного нарушения, тем не менее, все правонарушения (в т.ч. бюджетные) имеют свой состав. Это принципиальное положение разработано общей теорией права и распространяется на все виды правонарушений. В связи с этим можно выделить четыре элемента состава бюджетного нарушения:
Объект бюджетного нарушения можно классифицировать на: общий, родовой и непосредственный. Общий объект правонарушения отражает то общее, что характерно всем непосредственным объектам правонарушений и родовые объекты выделяются из родовых особенностей общественных отношений, которым причиняется вред. В связи с этим общим объектом бюджетного нарушения являются бюджетные правоотношения, т.е. урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.
Статья 1 БК РФ конкретизирует бюджетные правоотношения, относя к ним:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Следует отметить, что не все бюджетные правоотношения, перечисленные в ст. 1 БК РФ могут включаться в объект бюджетных нарушений, т.к. в БК РФ нет ни одного состава, объектом которых являются подобные бюджетные правоотношения. Например, отношения по регулированию государственного и муниципального долга; отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов; утверждения и исполнения бюджетов; осуществления бюджетного учета; составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Думается, что бюджетные нарушения в зависимости от родового объекта можно классифицировать на следующие группы:
1) нарушения, совершаемые в процессе осуществления расходов
2)нарушения, совершаемые в процессе формирования доходов.
Объективная сторона бюджетного нарушения характеризуется противоправным действием (бездействием) субъекта бюджетных правоотношений, запрещенным бюджетным законодательством.
Субъект. Относительно субъекта бюджетного нарушения Бюджетный кодекс РФ должен регламентировать ответственность не физических лиц, а государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Ответственность физических лиц должна быть установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Субъективная сторона бюджетного нарушения характеризуется виной, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Большинство бюджетных правонарушений совершается виновно. Например, нецелевое использование бюджетных средств. Но необходимо отметить, что бюджетное законодательство не указывает на виновность как обязательный признак привлечения к бюджетной ответственности, однако вина правонарушителя предполагается. В современном российском законодательстве возможно наличие бюджетной ответственности, не содержащей признак виновности, вследствие чего юридический состав подобного бюджетного нарушения в полной мере отсутствует, однако меры юридической ответственности непременно реализуются. По мнению О.М. Гейхман, в таких ситуациях можно «говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред» . Таким образом, особенностью бюджетной ответственности является то, что она может наступить при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного нарушения. Думается, такой подход законодателя не совсем соответствует принципам юридической ответственности. Бюджетное нарушение должно иметь место в том случае, когда присутствуют все признаки его состава, т.е. объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Бюджетные нарушения немногочисленны. Так, БК РФ содержит следующие составы бюджетных нарушений:
Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Статья 306.5. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
Статья 306.6. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Фактическим основанием бюджетной ответственности является бюджетное нарушение. Необходимо отметить, что в Бюджетном кодексе РФ используется термин «бюджетное нарушение». Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Бюджетный кодекс РФ не дает характеристику признаков и состава бюджетного нарушения, но, исходя из общетеоретических положений, их можно определить следующим образом: под бюджетным нарушением следует понимать общественно опасное, противоправное, виновное действие (бездействие), совершенное субъектом бюджетных правоотношений, за которое бюджетным законодательством предусмотрена ответственность. Соответственно признаками бюджетного нарушения являются:
1. Общественная опасность бюджетного нарушения очевидна, так как предметом посягательства таких нарушений являются финансовые, экономические интересы государства. Бюджетные нарушения представляют собой реальную угрозу экономической безопасности страны.
2. Противоправность выражается в нарушении бюджетного законодательства РФ.
3. Виновность. Наиболее дискуссионным в юридической литературе является вопрос о виновности как признаке бюджетного нарушения. Проводя аналогию с НК РФ и КоАП РФ, регулирующими публичные отношения, можно заметить, что в этих кодифицированных актах виновность называется в качестве обязательного признака налоговых и административных правонарушений. Бюджетные нарушения также имеют публичный характер, поэтому, на наш взгляд, виновность следует считать обязательным признаком бюджетного нарушения.
4. Наказуемость заключается в наличии установленной законом ответственности за совершение бюджетного нарушения, которая выражается в применении бюджетных мер принуждения.
Для квалификации деяния в качестве бюджетного нарушения необходимо наличие состава. В БК РФ не употребляется понятие состава бюджетного нарушения, тем не менее, все правонарушения (в т.ч. бюджетные) имеют свой состав. Это принципиальное положение разработано общей теорией права и распространяется на все виды правонарушений. В связи с этим можно выделить четыре элемента состава бюджетного нарушения:
Объект бюджетного нарушения можно классифицировать на: общий, родовой и непосредственный. Общий объект правонарушения отражает то общее, что характерно всем непосредственным объектам правонарушений и родовые объекты выделяются из родовых особенностей общественных отношений, которым причиняется вред. В связи с этим общим объектом бюджетного нарушения являются бюджетные правоотношения, т.е. урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средств государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.
Статья 1 БК РФ конкретизирует бюджетные правоотношения, относя к ним:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Следует отметить, что не все бюджетные правоотношения, перечисленные в ст. 1 БК РФ могут включаться в объект бюджетных нарушений, т.к. в БК РФ нет ни одного состава, объектом которых являются подобные бюджетные правоотношения. Например, отношения по регулированию государственного и муниципального долга; отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов; утверждения и исполнения бюджетов; осуществления бюджетного учета; составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Думается, что бюджетные нарушения в зависимости от родового объекта можно классифицировать на следующие группы:
1) нарушения, совершаемые в процессе осуществления расходов
2)нарушения, совершаемые в процессе формирования доходов.
Объективная сторона бюджетного нарушения характеризуется противоправным действием (бездействием) субъекта бюджетных правоотношений, запрещенным бюджетным законодательством.
Субъект. Относительно субъекта бюджетного нарушения Бюджетный кодекс РФ должен регламентировать ответственность не физических лиц, а государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций. Ответственность физических лиц должна быть установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ.
Субъективная сторона бюджетного нарушения характеризуется виной, которая может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Большинство бюджетных правонарушений совершается виновно. Например, нецелевое использование бюджетных средств. Но необходимо отметить, что бюджетное законодательство не указывает на виновность как обязательный признак привлечения к бюджетной ответственности, однако вина правонарушителя предполагается. В современном российском законодательстве возможно наличие бюджетной ответственности, не содержащей признак виновности, вследствие чего юридический состав подобного бюджетного нарушения в полной мере отсутствует, однако меры юридической ответственности непременно реализуются. По мнению О.М. Гейхман, в таких ситуациях можно «говорить не об ответственности, а об обязанности возместить вред» . Таким образом, особенностью бюджетной ответственности является то, что она может наступить при отсутствии субъективной стороны состава бюджетного нарушения. Думается, такой подход законодателя не совсем соответствует принципам юридической ответственности. Бюджетное нарушение должно иметь место в том случае, когда присутствуют все признаки его состава, т.е. объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Бюджетные нарушения немногочисленны. Так, БК РФ содержит следующие составы бюджетных нарушений:
Статья 306.4. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
2. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Статья 306.5. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.
Статья 306.6. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
Неперечисление либо несвоевременное перечисление финансовым органом платы за пользование бюджетным кредитом влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.
Статья 306.7. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы РФ из другого бюджета бюджетной системы РФ, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Комментариев нет:
Отправить комментарий