§ 5. Уголовная ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Развитию динамики бюджетных отношений способствуют отдельные нормы уголовного права об ответственности – это ст. 285.1 и 285.2 УК РФ.
Статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что одним из оснований применения бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В целях реализации этого положения в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» введены ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Согласно ст. 285.1 уголовная ответственность предусмотрена за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Квалифицирующим признаком является совершение преступления в особо крупном размере, при этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1500000 руб., а особо крупным размером – 7500000 рублей.
В настоящее время нецелевое использование бюджетных средств влечет административную и уголовную ответственность, т.е. при наличии соответствующего состава квалифицируется в качестве административного правонарушения или преступления.
Согласно концепции, сложившейся в уголовно-правовой науке, преступления отличаются от других правонарушений своей общественной опасностью. Другие виды правонарушений либо не являются общественно опасными, либо им свойственна меньшая степень общественной опасности. Соглашаясь с общепринятым подходом к разграничению преступлений от правонарушений, проведем сравнительный анализ уголовных преступлений от административных правонарушений, совершаемых в бюджетной сфере.
Уголовное преступление, закрепленное ст. 285.1 УК РФ и административное правонарушение, закрепленное в ст. 15.14 КоАП РФ имеют общий объект – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, т.е. интересы государства и муниципальных образований в части правильного расходования бюджетных средств (или порядок использования бюджетных средств).
Предметом уголовного преступления и административного правонарушения являются бюджетные средства, к которым в соответствии со ст. 6 БК РФ относятся: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.
Объективная сторона преступления и правонарушения выражается в одинаковых действиях, только обязательным условием наступления уголовной ответственности является совершение преступления в крупном (особо крупном) размере.
Субъектом уголовного преступления является должностное лицо получателя бюджетных средств, а административного правонарушения – должностное лицо получателя бюджетных средств и юридическое лицо, т.е. субъектный состав частично совпадает. Применительно к сравниваемым статьям под должностными лицами получателя бюджетных средств понимаются лица, выполняющие преимущественно административно-хозяйственные функции, т.е. функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах. При этом отметим, что при совершении преступлений, в составах которых должностные лица указаны в качестве специальных субъектов, главные бухгалтеры исполнителями этих преступных деяний быть не могут, поскольку бухгалтер не обладает правом осуществлять административно-хозяйственные функции, т.е. он не вправе управлять и распоряжаться имуществом. В зависимости от характера участия и роли в совершении преступления таких лиц следует рассматривать в качестве пособников, подстрекателей или организаторов.
Субъективная сторона уголовного преступления и административного правонарушения заключается в прямом умысле, т.е. должностное лицо получателя бюджетных средств понимает нецелевой характер расходования бюджетных средств, осознанно нарушая условия их получения.
Сравнив элементы составов уголовного преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ и административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, можно сделать следующие выводы:
- у этих составов общий объект, предмет, объективная сторона и субъективная сторона;
- у этих составов частично совпадает субъектный состав (у административных правонарушений он шире по сравнению с уголовным преступлением);
- обязательным условием наступления уголовной ответственности является совершение деяния в крупном размере.
В статье 285.2 УК РФ установлена ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Объектом этого преступления также являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Объективная сторона выражается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность и бюджетами указанных фондов в крупном размере.
Субъектом данного преступления являются должностные лица государственных внебюджетных фондов, в чью компетенцию входят вопросы расходования средств соответствующих фондов в целом, так и на уровне территориальных подразделений. Субъективная сторона заключается в прямом умысле, т.е. лицо осознает, что направляет средства внебюджетных фондов на цели, противоречащие законодательству и бюджетам фондов, или нарушает условия расходования данных средств.
Развитию динамики бюджетных отношений способствуют отдельные нормы уголовного права об ответственности – это ст. 285.1 и 285.2 УК РФ.
Статьей 306.4 Бюджетного кодекса РФ установлено, что одним из оснований применения бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства является нецелевое использование бюджетных средств, т.е. направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В целях реализации этого положения в УК РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ» введены ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств» и ст. 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов». Согласно ст. 285.1 уголовная ответственность предусмотрена за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Квалифицирующим признаком является совершение преступления в особо крупном размере, при этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1500000 руб., а особо крупным размером – 7500000 рублей.
В настоящее время нецелевое использование бюджетных средств влечет административную и уголовную ответственность, т.е. при наличии соответствующего состава квалифицируется в качестве административного правонарушения или преступления.
Согласно концепции, сложившейся в уголовно-правовой науке, преступления отличаются от других правонарушений своей общественной опасностью. Другие виды правонарушений либо не являются общественно опасными, либо им свойственна меньшая степень общественной опасности. Соглашаясь с общепринятым подходом к разграничению преступлений от правонарушений, проведем сравнительный анализ уголовных преступлений от административных правонарушений, совершаемых в бюджетной сфере.
Уголовное преступление, закрепленное ст. 285.1 УК РФ и административное правонарушение, закрепленное в ст. 15.14 КоАП РФ имеют общий объект – это общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, т.е. интересы государства и муниципальных образований в части правильного расходования бюджетных средств (или порядок использования бюджетных средств).
Предметом уголовного преступления и административного правонарушения являются бюджетные средства, к которым в соответствии со ст. 6 БК РФ относятся: дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.
Объективная сторона преступления и правонарушения выражается в одинаковых действиях, только обязательным условием наступления уголовной ответственности является совершение преступления в крупном (особо крупном) размере.
Субъектом уголовного преступления является должностное лицо получателя бюджетных средств, а административного правонарушения – должностное лицо получателя бюджетных средств и юридическое лицо, т.е. субъектный состав частично совпадает. Применительно к сравниваемым статьям под должностными лицами получателя бюджетных средств понимаются лица, выполняющие преимущественно административно-хозяйственные функции, т.е. функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах. При этом отметим, что при совершении преступлений, в составах которых должностные лица указаны в качестве специальных субъектов, главные бухгалтеры исполнителями этих преступных деяний быть не могут, поскольку бухгалтер не обладает правом осуществлять административно-хозяйственные функции, т.е. он не вправе управлять и распоряжаться имуществом. В зависимости от характера участия и роли в совершении преступления таких лиц следует рассматривать в качестве пособников, подстрекателей или организаторов.
Субъективная сторона уголовного преступления и административного правонарушения заключается в прямом умысле, т.е. должностное лицо получателя бюджетных средств понимает нецелевой характер расходования бюджетных средств, осознанно нарушая условия их получения.
Сравнив элементы составов уголовного преступления, предусмотренного ст. 285.1 УК РФ и административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, можно сделать следующие выводы:
- у этих составов общий объект, предмет, объективная сторона и субъективная сторона;
- у этих составов частично совпадает субъектный состав (у административных правонарушений он шире по сравнению с уголовным преступлением);
- обязательным условием наступления уголовной ответственности является совершение деяния в крупном размере.
В статье 285.2 УК РФ установлена ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Объектом этого преступления также являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Объективная сторона выражается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность и бюджетами указанных фондов в крупном размере.
Субъектом данного преступления являются должностные лица государственных внебюджетных фондов, в чью компетенцию входят вопросы расходования средств соответствующих фондов в целом, так и на уровне территориальных подразделений. Субъективная сторона заключается в прямом умысле, т.е. лицо осознает, что направляет средства внебюджетных фондов на цели, противоречащие законодательству и бюджетам фондов, или нарушает условия расходования данных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий