§ 4. Административная ответственность за нарушение бюджетного
законодательства
КоАП РФ не выделяет нарушения бюджетного законодательства в отдельную главу. Административная ответственность установлена за следующие правонарушения, совершаемые в бюджетной сфере.
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.
2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу.
3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока возврата.
4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата.
Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
1. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ.
2. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу.
3. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока.
4. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока.
Статья 15.15.2. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
1. Нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
3. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов
Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.6. Нарушение порядка представления бюджетной отчетности
Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Статья 15.15.7. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
Статья 15.15.8. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий
Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий.
Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи
Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, за исключением случаев, когда такое несоответствие допускается Бюджетным кодексом РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств
Несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Статья 15.15.12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств
Нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.
Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга
Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга.
Статья 15.15.14. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде
Несоблюдение главным распорядителем бюджетных средств, представлявшим в суде интересы РФ, субъекта РФ или муниципального образования, срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, о наличии оснований и результатах обжалования судебного акта.
Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания
Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.16. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства
1. Неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением доходов, контроль за исчислением, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) которых в бюджеты осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и судебные приставы), либо на перечисление средств бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, либо по счетам в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований), открытым финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований).
Наиболее часто совершаемое правонарушение - это нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что данные средства и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде их использования:
- на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
- на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
- на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов;
- если они получены в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
- иным образом, установленным бюджетным законодательством.
Под получателем бюджетных средств понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам, оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Объектом правонарушений, предусмотренных перечисленными статьями КоАП РФ, являются отношения, возникающие в процессе формирования доходов, осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, отношения, связанные с предоставлением бюджетной отчетности, отношения, связанные с обслуживанием государственного и муниципального долга и др. Объективная сторона правонарушений выражается в действиях и в бездействии. Субъектами правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти, получателей бюджетных средств и юридические лица.
Срок давности административной ответственности составляет 2 года.
Дела об административных правонарушениях рассматривает Федеральное казначейство.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в указанных статьях КоАП РФ, возложено:
1) руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместителей;
2) руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей;
3) руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей.
Следует также отметить, что согласно КоАП РФ к нарушителям бюджетного законодательства применяется санкция в виде дисквалификации должностных лиц и штрафа, который установлен:
- в твердой денежной форме;
- в процентном выражении от суммы средств незаконно произведенных операций.
законодательства
КоАП РФ не выделяет нарушения бюджетного законодательства в отдельную главу. Административная ответственность установлена за следующие правонарушения, совершаемые в бюджетной сфере.
Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств
Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы РФ и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита
1. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.
2. Невозврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу.
3. Возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока возврата.
4. Возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата.
Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом
1. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ.
2. Неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу.
3. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы РФ, с нарушением срока.
4. Перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока.
Статья 15.15.2. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита
1. Нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
3. Нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов
Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение юридическим лицом, которому предоставлены бюджетные инвестиции, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий
1. Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
2. Нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.6. Нарушение порядка представления бюджетной отчетности
Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.
Статья 15.15.7. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет
Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств.
Статья 15.15.8. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий
Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий.
Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи
Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи, за исключением случаев, когда такое несоответствие допускается Бюджетным кодексом РФ, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств
Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств
Несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Статья 15.15.12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств
Нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.
Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга
Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга.
Статья 15.15.14. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде
Несоблюдение главным распорядителем бюджетных средств, представлявшим в суде интересы РФ, субъекта РФ или муниципального образования, срока направления в соответствующий финансовый орган информации о результатах рассмотрения дела, о наличии оснований и результатах обжалования судебного акта.
Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания
Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Статья 15.15.16. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства
1. Неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением доходов, контроль за исчислением, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) которых в бюджеты осуществляют налоговые органы, таможенные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и судебные приставы), либо на перечисление средств бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам, открытым казенным и бюджетным учреждениям в нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, либо по счетам в валюте РФ по учету средств бюджетов субъектов РФ (муниципальных образований), открытым финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований).
Наиболее часто совершаемое правонарушение - это нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Бюджетное финансирование носит строго целевой характер. В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что данные средства и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Нецелевое использование средств федерального бюджета выражается в виде их использования:
- на цели, не предусмотренные бюджетной росписью федерального бюджета и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;
- на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;
- на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на получение бюджетных кредитов;
- если они получены в виде субсидий или субвенций на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;
- иным образом, установленным бюджетным законодательством.
Под получателем бюджетных средств понимается орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным и муниципальным контрактам, оплату товаров работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Объектом правонарушений, предусмотренных перечисленными статьями КоАП РФ, являются отношения, возникающие в процессе формирования доходов, осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, отношения, связанные с предоставлением бюджетной отчетности, отношения, связанные с обслуживанием государственного и муниципального долга и др. Объективная сторона правонарушений выражается в действиях и в бездействии. Субъектами правонарушений выступают должностные лица органов государственной власти, получателей бюджетных средств и юридические лица.
Срок давности административной ответственности составляет 2 года.
Дела об административных правонарушениях рассматривает Федеральное казначейство.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в указанных статьях КоАП РФ, возложено:
1) руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместителей;
2) руководителей структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей;
3) руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместителей.
Следует также отметить, что согласно КоАП РФ к нарушителям бюджетного законодательства применяется санкция в виде дисквалификации должностных лиц и штрафа, который установлен:
- в твердой денежной форме;
- в процентном выражении от суммы средств незаконно произведенных операций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий